Сама по себе тротуарная плитка, как правило, обладает довольно большим сроком службы. В основном же продолжительность использования покрытия или дорожки зависит от выбранной технологии укладки, а также от того, насколько качественно она будет выполнена.

 

      Считается, что экономия на плитке вполне допустима, однако при этом пытаться сэкономить на проведении работ по укладке не стоит. Так, основанием для будущего покрытия должна служить «подушка» из щебня либо песка. Эта «подушка» обустраивается независимо от того, как именно будет укладываться плитка: на раствор, сухую смесь или песок. Если существует такая необходимость, то, помимо «подушки» с целью усиления основания можно обустроить бетонную стяжку.

 

      Наиболее универсальной с точки зрения выбора схемы укладки является прямоугольная плитка, которую часто называют «брусчаткой». Ее размеры чаще всего составляют 200х100хН. Самыми популярными схемами укладки для такой плитки являются «елочка», «столбик», «кирпичная кладка». Все эти схемы отлично подходят для обустройства дорожек, а кроме того, являются довольно простыми. Если схема предполагает попарное расположение брусков, то предварительно ее стоит прорисовать. Особенно хорошо такие варианты выглядят при использовании двух или нескольких цветов плитки. Как правило, такие схемы используются при обустройстве площадок или стоянок.

 

     При укладке «волны» можно пользоваться теми же методами, что и при работе с «брусчаткой».

 

Укладка тротуарной плитки - технология выполнения.

       Обычно тротуарная плитка укладывается на бетонное, щебеночное или песчаное основание. Выбор вида основания, а также определение его толщины будут зависеть от толщины плитки, предполагаемых условий использования покрытия (и нагрузки на него). Как правило, характеристики основания закладываются в проекте строительства. Впрочем, для общих случаев можно применять описанную ниже технологию укладки тротуарной плитки.

 

1.    На первом этапе осуществляется выемка дерна на глубину в 15 см.
2.    Далее выполняется поперечная и продольная планировка поверхности, при этом необходимо предусмотреть технологические уклоны для стока воды.
3.    Поверхность земляного полотна уплотняется с помощью укатки, трамбовки или виброуплотнения.
4.    Затем отрываются канавки для бортового камня.
5.    Дно канавок также трамбуется, а затем отсыпается песком так, чтобы толщина его слоя на дне составляла 5 см.
6.    Бортовой камень устанавливается в канавки на подготовленные «подушки».
7.    Земляное полотно застилается геотекстилем — это поможет избежать деформации готового покрытия. Данный этап особенно важен для слабых пучинистых грунтов.
8.    Земляное полотно отсыпается щебнем (фракция 5-20 мм) на толщину в 10-20 см (если предусмотрен заезд автомобильного транспорта). Далее поверхность проливается водой и обрабатывается трамбовкой. Если работа ведется на непучинистом грунте и заезда автотранспорта не предполагается, то отсыпка может проводиться крупным увлажненным песком на толщину в 10-15 см.

9.    Следующий этап может быть выполнен одним из трех способов:

- На утрамбованный щебень , по поверхности укладывается арматурная сетка 1000х100 мм без связки, после чего отсыпается слой в 3-4 см из сухой смеси;
- обустраивается растворная постель слоем в 2-3 см, для этого используется раствор М150 (на 1 часть цемента 3 части песка). Вместо раствора допустимо использовать плиточный клей — такое решение будет довольно дорогим, но при этом более надежным. При использовании клея плитка должна укладываться на бетонную стяжку, толщина которой составляет 5-10 см.10.    Осуществляется укладка тротуарной плитки на подстилающий слой, после чего она втрамбовывается с помощью деревянных или резиновых киянок либо виброплит.
11.    Далее на уложенные плиты необходимо рассыпать песок и распределить ее по стыкам.
12.    После этого уложенная поверхность очищается от остатков песка и проливается небольшим количеством воды из лейки.

 

 

      При покупке тротуарной плитки важно рассчитывать количество с запасом, учитывая, что некоторая ее часть при резке пойдет в отходы. Количество остатков будет определяться не только формой или размерами поверхности, но и тем, какой будет выбран способ укладки. Так, при выборе диагональных схем отходов остается больше, чем при параллельной укладке.

 

      Уложенные на растворную постель или сухую смесь на щебеночной подушке тротуарные плиты могут выдерживать нагрузку при заезде легкового авто. Нагрузка от езды грузовых автомобилей выдерживается при укладке плит на бетонное основание либо на усиленную в 1.5 раза подушку. В любом случае важно учитывать, что в первую очередь срок службы будет определяться качеством подготовленного основания. Поэтому важно строго следовать рекомендуемым технологиям.